Статья
Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» приказал долго жить
На днях на сцене московского Театра оперетты
стартует последняя серия спектаклей «Нотр-Дам
де Пари». За два года его посмотрели 500 тысяч
человек. Но теперь и он, вслед за «Норд-Остом»,
«Метро», «Чикаго» и «42-й улицей», сходит со столичной
сцены.

Директор Театра оперетты Владимир Тартаковский
заявил «Новым Известиям», что причиной сворачивания
хита последних двух сезонов стала не проблема
с реализацией билетов: желающих посмотреть постановку
по-прежнему хватает. Виноваты скорее внутренние
факторы: «Любой проект нужно, как в спорте, заканчивать
на взлете. Артисты устают играть. Мы хотим идти
дальше – хочется чего-то новенького». По его словам,
на смену «Нотр-Даму» уже в мае на этой же сцене
придет русскоязычный мюзикл «Ромео и Джульетта».
Впрочем, можно предположить, что глава «Московской
оперетты» недоговаривает, что два масштабных мюзикла
было бы сложно содержать в репертуаре, да и почитатели
«Принцессы цирка» и «Сильвы» могли бы возмутиться
– их и так ежемесячно лишали высокого искусства
оперетты на пару недель.
Так или иначе уход со сцены долгожителя и флагмана
эскадры российских мюзиклов – явление симптоматичное.
Сегодня очевидно, что этот рынок после теракта
на Дубровке окончательно рухнул и его вряд ли
можно спасти.
До этого было трудно объяснить российский бум
мюзиклов и предсказать его развитие. Мюзиклы,
замешанные по бродвейским рецептам, росли как
на дрожжах. Вначале появился «Метро», который
обошелся в 1,2 млн. долларов. «Норд-Ост» и «Нотр-Дам»
стоили уже около 4 млн. «Чикаго», стартовавший
после них, обошелся в 5,5 млн., а «42-я улица»
– уже в 11 млн. Это сумма, в которую обходятся
постановки больших оригинальных бродвейских мюзиклов
в Лондоне и Нью-Йорке. Но если до «Норд-Оста»
эксперты компании «Комкон-2» предрекали Москве
процветание 50 мюзиклов одновременно, то, по данным
нынешних исследований, сейчас максимальное количество
жизнеспособных проектов оценивается в 15–20 (для
сравнения, на Бродвее одновременно идет до 60
мюзиклов, а в Лондоне 35). И дело теперь не в
пресловутой боязни ходить на мюзиклы, а скорее
в том, что этот рынок, выражаясь языком биржевых
брокеров, был просто перегрет.
Продюсер «Норд-Оста» Георгий Васильев рассказал
«Новым Известиям», что в планы его труппы входило
сыграть мюзикл тысячу раз, однако пришлось ограничиться
411-ю выступлениями и потерять немало денег.
И это понятно. Громкие слоганы в стиле «Наш ответ
террористам» театралов не вдохновляли: на Дубровку
стали ходить в лучшем случае по бесплатным благотворительным
билетам, а кассы восстановленного Театрального
центра, по сведениям «Новых Известий», собирали
в этот период жалкие суммы. Несмотря на это, 411
показов – пока рекорд московских мюзиклов. Долгожитель
«Нотр-Дам» только теперь приблизился к этой цифре.
Теперь организаторы «Норд-Оста» готовят гастрольную
модель спектакля, который поедет по стране уже
в этом году. Впрочем, гастроли «Норд-Оста» должны
были начаться в Санкт-Петербурге еще в феврале,
но март уж на носу, а точная дата старта проекта
так и не оглашалась. Васильев объясняет это организационными
и техническими проблемами.
Сегодня всем очевидно, что мюзиклы в России прогорают
один за другим. Такова участь не только «Норд-Оста»,
но и «Чикаго», и «42-й улицы». Ведь масштаб рекламных
кампаний одного мюзикла сопоставим с размером
кампаний всей театральной Москвы. Только на одну
подобную рекламную кампанию тратится минимум 200–300
тысяч долларов. «Метро» и «Нотр-Дам» – редкое
исключение из правила только потому, что они не
должны платить бешеные деньги за аренду помещения
и не шли – по бродвейскому принципу – ежедневно.
«Нотр-Дам» стал долгожителем не только поэтому.
Здесь успешно сложились самые разные факторы:
впечатляющие декорации, запоминающаяся музыка,
грамотная кадровая политика в приглашении солистов.
Лидер группы «Танцы минус» Вячеслав Петкун в роли
Квазимодо стал одним из главных козырей постановки.
Несмотря на свои скромные (даже по меркам мюзикла)
вокальные данные, Петкун оказался фигурой, «подтянувшей»
к кассам Театра оперетты свою постоянную аудиторию
– молодежь до 30 лет. Благодаря его участию Belle
взяли в ротацию многие столичные FM-радиостанции,
песня удерживалась на верхних строчках хит-парадов
рекордное время, а компакт-диски с ариями как
на русском, так и на французском языках стали
продаваться гигантскими тиражами.
Кстати, несмотря на уверения рачительных менеджеров
недавних проектов, «Иствикские ведьмы» и «12 стульев»
еще очень далеки от окупаемости и вряд ли такого
состояния достигнут. Впрочем, это не мешает рынку
мюзиклов развиваться. Сегодня в Москву прибыла
легендарная группа Queen, чтобы презентовать проект
нового российского мюзикла We Will Rock You о
жизни легендарного рок-идола Фредди Меркюри и
его команды.
КОНСТАНТИН БАКАНОВ, МИХАИЛ МАЛЫХИН
Материал взят с:
http://www.newizv.ru/news/?n_id=4853&curdate=2004-02-26
|