Статья
Notre dame de Paris - мюзикл, покоривший мир.
История успеха.
Мюзикл "Собор Парижской Богоматери"
стал событием театральной жизни. Он побил все
рекорды кассовых сборов, покорив зрителей, общее
число которых превзошло три миллиона. В то же
время совокупное число проданных аудио-записей
превысило семимиллионный рубеж.
Каким же был путь к такому невероятному успеху?
В 1993 году Люк Пламондон (автор либретто. Культовый
персонаж Франции и Канады, почетный доктор литературы
Лавальского университета Квебека. Кавалер Ордена
Почетного Легиона, любимец президентов, звезд
и всего франкоговорящего населения земного шара,
в юности мечтал стать священником, но, уехав из
родной Канады ради учебы в Европе, уже в начале
70-х стал поэтом-талисманом молодых исполнителей.
В 1979 году Пламондон создал рок-оперу "Starmania"
и в 1989 приехал с ней в Москву. В 1992 году в
английской версии "Starmania" участвовал
Том Джонс, Селин Дион, Ким Карн, Нина Хаген и
Сонди Лоупер. В это же время Селин Дион записывает
альбом "Дион поет Пламондона".
Именно он, написав знаменитую "Bell",
положил начало триумфальному шествию мюзикла "Notre
dame de Paris".) приступил к поискам французской
темы для нового мюзикла.
- Я стал просматривать словарь литературных героев.
- вспоминает он, - и мой взгляд ни на миг не задержался
возле имени Esmeralda, как впрочем, и возле других
имен. Наконец я дошел до буквы "Q",
прочитал Quasamodo, и тут меня словно осенило
- ну, конечно же, "Собор Парижской Богоматери"!
Ведь сюжет этого произведения всем хорошо известен,
его ни с чем не спутаешь, и никому не придеться
обьяснять, о чем идет речь. И именно поэтому существует,
по меньшей мере, дюжина экранизацией романа Гюго
- от первых немых фильмов до недавней мультипликационной
версии Уолта Диснея.
Перечитывая шестисот страничный роман, Пламондон,
в пылу вдохновения, сделал черновые наброски текстов
для трех десятков песен и отправился с ними к
своему старому соратнику композитору Ричарду Кончанте
(композитор. Занимая исключительное положение
в мире музыки, творчество Ричарда Кочанте является
индификацией для нескольких поколений европейцев.
Сын итальянца и француженки, родившийся во Вьетнаме
и переехавший в Рим в 11 лет, стал знаменитым
после первого же альбома, аранжировку для которого
сделал прославленный Эннио Мориконе. Каждый следюющий
альбом рождал хиты, занимающие первые строчки
итальянский, испанских и французских хит-парадов.
Первые призы престижных европейских фестивалей,
триумфальные турне и, наконец встреча с Люком
Пламондоном в работе для Селин Дион. Совместное
творчество и положило начало проекту "Notre
dame de Paris", а Кончанте был удостоен чести
выступать с арией "Ave Maria" из мюзикла
перед самим Папой Римским в Ватикане. За достижения
в области культуры Ричард Кочанте был отмечен
высокой наградой Италии - La Granje Ufficiale
dell Republika Italiana.) Пламондон, который работал
над мюзиклом вместе с Кочантев течение трех лет,
с восторгом вспоминае6т об этой встрече:
- Он тогда же сыграл мне несколько очень удачных
романтических мелодий, которые впоследствии превратились
в песни "Пой мне, Эсмеральда", "Bell"
и "Пришла пора соборов". Мне показалось,
что они ни в чем не уступали мелодиям лучших оперных
арий, а их неповторимое своеобразие должно было
обеспечить нам успех у современного зрителя.
В 1996 году их работой заинтересовался режиссер-авангардист
Жиль Маю (талантливый актер, сценарист, театральный
и кинорежиссер, хореограф и стенограф, родом из
Монреаля. В 1975 году основывает авангардную театральную
компанию "Дети Рая". Через пять лет
компания становится театром "Карбон 14",
с которым Жиль Маю совершил 14 туров по всему
миру, получив более 30 национальных и международных
премий, в том числе главный приз Совета искусств
Монреаля. В 1990 году кинофестиваль в Торонто
приносит Жиль Маю награду за лучшую хореографию.
В 1991 году - "Gold Fipa" в Нью-Йорке,
а в 1997 году - "Маска" за лучшее театральное
представление в Квебеке. Участие в "Notre
Dame de Paris" - это первый опыт работы Жиль
Маю в жанре мюзикла. "Notre Dame de Paris"
получил более двадцати международных наград, среди
которых призы за лучшую режиссерскую работу и
лучшее шоу на Gala of the ADISQ в 199 году, а
также за лучший музыкальный спектакль на фестивале
в Париже.) Он еще в восьмидесятые годы поставил
20-минутный балет об Эсмеральде и трех влюбленных
в неё мужчинах. Оставалось только найти продюсера.
Выдающийся французский музыкальный продюсер и
антрепренер Шарль Талар принял решение поддержать
проект, произнеся историческую фразу:
-Если в деле участвуют такие люди как Пламондон,
Кочанте и Виктор Гюго, считайте, что я в нем тоже
участвую!
Уже на другой день продюсеры арендовали парижский
Дворец конгрессов, зал которого вмешает 5000 зрителей,
и вложил три миллиона фунтов стерлингов в постановку
спектакля, премьера которого состоялась в сентябре
1998 года.
В создании визуального ряда спектакля участвовали
лучшие профессионалы - постановщик света Алан
Лорти, дизайнер по свету на концертах многих рок-звезд;художник
Кристиан Ратц (эскизы декораций), известный работами
на оперной сцене: художник по костюмам, знаменитую
в мире парижской моды Фред Сатал, известный постановщик
современных балетных спектаклей Мартино Мюллер
из Недерландского Театра танца. Аранжировки мелодий
были выполнены под общим руководством Ричарда
Кончанте лучшим французским исполнителем джазовых
импровизаций Йанником Топом (басовые), а также
Сержем Ператоне (клавишные) при самом непосредственном
участие Клода Энгеля (гитара), Клода Салмери (барабаны)
и Марка Шантро (прочие ударны инструменты). За
восемь месяцев до премьере, в январе 1998 года
был выпущен в свет альбом хитов из мюзикла "Собор
Парижской Богоматери.
В книгу рекордов "Собор Парижской Богоматери"
попал как самый коммерчески успешный мюзикл по
итогам первого года. "Notre Dame De Paris"
сыграл ключевую роль в истории европейского мюзикла,
став переломным произведением, по менявшим каноны
жанра.
Премьера английской версии мюзикла состоялась
в Лондоском театре "Доминион" в мае
200 года, а перед премьерой был выпущен в свет
альбом с записями музыкальной номеров из мюзикла,
где возвышенная баллада "Live For the One
I Love", была предоставлена дважды - в исполнения
Тины Арены Селин Дион.
Почему же публику до сих пор волнуют персонажи
Виктора Гюго? Да потому, что история прекрасной
цыганки Эсмеральды и трагического горбуна Квазимодо
напоминает нам сказку о Красавице и Чудовище и
в чем-т предвосхищает "Призрак Оперы".
Даже в потребительском обществе с его показными
страстями эта история остается мочнейшим, берущим
за душу мифом. Некоторые темы, затронутые в романе
Гюго и сохраненные в либретто Пламондона, в наши
дни становятся насущными как никогда: об ищущих
приюта беженцах, о расизме, о роль религии, о
страхе перед неизвестностью, о месте человека
в постоянно меняющемся мире. Хит, мюзикл, рок-шоу,
рок-опера, концерт-альбом, готическая мелодрама,
музыкальная трагедия - можно придумать сколько
угодно определений. И тем не менее "Собор
Парижской Богоматери", сохраняя все элементы,
присущие традиционному театральному представлению,
содержит в себе новое качество. С помощью средств
современной стенографии и хореографии он доносит
до зрителя мифы и темы вечного вселенского искусства.
История горбатого звонаря - одна из тех, которые
будут рассказывать и пересказать всегда, пока
звучит колокольный звон.
Пьер Перроне.
|