Обозрение | Стихи | Интервью | Сказка | Подчерк | Песни
 

Статья

 

TV и Пресса

 

 

Мюзикл: сказка за 15 миллионов долларов.

 

Оказывается, столь любимые многими мюзиклы, чудесные красочные музыкальные шоу, в большой степени являются хорошо отлаженным коммерческим предприятием, нежели чистым - хоть и легким искусством.
История этого бизнес-искусства началась в Америке в 1943 году с музыкального спектакля «Оклахома!». Первоначально он задумывался авторами как музыкальная комедия, но в рамки этого жанра не вписался – благодаря песням, которые органически вплетались в действие, добавляли новые черты и характеры героев, обозначали повороты сюжета. Их невозможно было выкинуть из спектакля. И авторы предложили новый термин: мюзикл.
Первый в мире мюзикл не был заранее просчитанным проектом. Последующие же довольно быстро ушли от театрального искусства в чистом виде и превратились в разновидность бизнеса с присущими этому роду деятельности четко просчитанным бюджетом и развернутыми рекламными кампаниями. На Бродвее, американской родине мюзикла, и на британском Уэст-Энде возникли сети особых театров, специализирующихся исключительно на мюзиклах. Участие в этой индустрии приносило не только славу, но и немалые деньги. Самый успешный продюсер мюзиклов, Кэмерон Макинтош, сколотил целое состояние, поставив более 30 мюзиклов, завоевавших всемирную известность.
Финансовая сторона мюзиклов-проектов такова. Обычно постановка должна окупится за полтора года. Успешные спектакли остаются на сцене и после этого. Самые успешные живут и по 10, и по 20 лет.
Эпоха мюзиклов началась в России со спектакля «Metro», премьера которого состоялась в Театре оперетты в октябре 1999 года. (И успешно идет уже около 4 лет, пройдет снова в июне.) Продюсерская группа «Metro» и режиссер Януш Юзефович (который сейчас готовит новый мюзикл «Ромео и Джульетта» премьера которого пройдет в Москве осенью этого года) тщательнейшим образом готовились к постановке: был отремонтирован Театр оперетты, на сцене которого впоследствии шел мюзикл. Путем жесткого отбора была сформирована труппа из никому неизвестных, но очень энергичных молодых людей, умевших петь и танцевать (многие из них позднее продолжили свою карьеру в мюзикле «Notre dame de Paris»). Позднее к участию в «Metro» привлекались знаменитости: Филипп Киркоров, Гоша Куценко, Дмитрий Певцов.
Мюзикл «Notre Dame De Paris» (по мотивам романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»), появившийся чуть позже «Норд-Оста» (по мотивам книги Каверина «Два капитана») и сделанный продюсерской командой «Metro» , пошел по пути, проторенному первым российским мюзиклом: продюсер Александр Вайнштейн купил права на готовый спектакль. Перед российской командой стояла не легкая задача – доказать, что в России всемирно известный мюзикл сделают не хуже чем на западе. (И надо сказать им это удалось, 21 мая мюзиклу исполняется ровно год. Те, кто сходил на него один раз, ходят снова и снова. Приобщая своих друзей и родственников. Все спектакли проходят с неизменным аншлагом). Добивались этого не только бродвейскими способами: например, взяли на роль Квазимодо известную рок-звезду Вячеслава Петкуна (который не сразу согласился на участие в проекте). К тому же было решено отказаться от идеи ежедневного – поточно-конвейерного – показа. ( Мюзикл обычно проходит полторы две недели каждый месяц). «Нотр-дам» - «сетевой» спектакль. Это значит, что каждый жест, каждый вскрик, каждый завиток на голове артиста утверждается американскими консультантами.
В России об окупаемости мюзикла пока говорить рано, единственные прецедент – «Metro», мюзикл, окупившийся за два года и отправившийся на гастроли по стране (последние гастроли были в мае ýтого года). Скорее всего, по сравнению с Бродвеем российские мюзиклы будут окупаться медленнее. И причина этого – не только более низкая платежеспособность наших граждан. (билеты стоят от 250 до 5000 рублей). Бродвейские спектакли работают в режиме ежедневного показа, тогда как у нас это освоил только «Норд-Ост». Остальные мюзиклы играются от 10 до 18 раз в месяц. «Мне не очень нравится идея ежедневного показа, - говорит продюсер «Notre Dame De Paris» Александр Вайнштейн. – Дело в том, что у нас нет денег на создание своего театра. Мы не делаем этого сознательно, ведь создать театр одного спектакля – это, значит, играть спектакль, пока не «отобьются» вложенные в него деньги. А нас интересует не только коммерческая сторона, но и творческая сторона вопроса».
В «Нотр дам» существуют два, а на некоторых ролях и три состава. Которые работают посменно (Гренгуар - Александр Постоленко, Владимир Дыбский) и на сцену выходят в общей сложности одинаковое количество раз. «Суммы в контракте играющих одну и ту же роль стоят идентичные – говорит Ванштейн. – Мы платим за роль: квазимодо стоит столько-то, Эсмеральда столько-то. Сколько раз сыграл в месяц, столько и получил, независимо от того, звезда ты или тебя до «Нотр дам» никто не знал».

Постановка «Notre Dame De Paris» стоила 4 миллиона долларов. Бюджет мюзикла состоит из стоимости прав на постановку и показ спектакля права на «Нотр-дам» приобретены на шесть лет, затрат на техническое обеспечение спектакля, включая свет и звук, а также гонорары артистам и художественно-постановочной группы. Деньги, затраченные на техническое обеспечение мюзикла, примерно равны сумме, потраченной на приобретение прав. И при этом, что техническая часть обычно весь дорогостоящая: в том же «Нотр дам» очень сложные декорации, акробаты работают на отвесной стене, используя специальное альпинистское снаряжение – одних лебедок 18 штук, в пространстве перемещаются шестиметровые колонны, десятиметровая балка и три массивных колокола. Западные продюсеры избавлены от необходимости платить за права на постановку, что чаще всего они ставят авторский спектакли.
Разумеется, мюзиклы в России будут возникать еще и еще. Пока что о буме мюзиклов говорить рано. Эксперты, изучающие театральный рынок, уверяют, что Москва способна принимать 15-20 мюзиклов в сезон. А на Бродвее одновременно идет около 60 постановок, и почти все они пользуются спросом. «У мюзиклов в театральной среде есть свое определенное место. Это просто новый для Москвы жанр и ничего более, - говорит Александр Ванштейн. – У Московичей дикий дефицит досуга и нормального красивого зрелища, и они остро среагировали на появление нового театрального жанра и новых талантливых актеров, способных в этом жанре работать». На Бродвее мюзиклы живут уже более полувека, в Москве менее четырех лет. Пока этот жанр находится в стадии развития, неизбежны и ажиотаж, и спад интереса, и взлеты, и банкротсва. Со временем мюзиклы займут свою нишу в театральной жизни Москвы и люди перестанут ждать от них скандалов, разорений и прочих громкий дел, а будут просто приходить, и любоваться красивым зрелищем.

 

Журнал «Семь дней» автор Мария Адамук
www.7days.ru
Вставки в скобках добавлены Юляшей.

 
 
 

Design by SaneTings All right reserved © 2003

Hosted by uCoz